В последнее время наблюдается рост числа новорожденных с фактором риска в развитии. Самой многочисленной группой детей с отклонениями в развитии являются дети с нарушениями речи. Это вполне естественно, поскольку речь — самая ранимая психическая функция. Овладение речью имеет огромное значение для психического развития ребёнка раннего возраста. Понимание речи приходит раньше активного его освоения. Важно различать понимание речи (пассивный словарь) и произнесение слов (активный словарь). Пассивный словарь значительно шире, чем активный.
Одной из основных задач первых лет жизни является формирование активного словаря ребёнка. Важным условием речевого развития является богатство впечатлений, получаемых ребёнком. На этапе становления речи большое влияние на её развитие оказывает речь окружающих. Речь должна быть эмоционально окрашенной, правильной, отчётливой, неспешной, понятной. Речь взрослого сопровождает все виды совместной деятельности с ребёнком. Взрослому необходимо комментировать свои действия, использовать в речи потешки, стишки, песенки, рифмовки. Именно речь, обращённая непосредственно к малышу, наиболее эффективна для формирования крепких связей, участвующих в совершенствовании словарного запаса и языковых навыков.
Развитие речи детей раннего возраста должно сопровождаться стимуляцией мелкой моторики, поскольку эти два процесса взаимосвязаны. Ребенок с удовольствием станет перебирать пуговицы разного размера, пришитые к ткани, заинтересуется откручивающимися крышками и пластмассовыми формочками разных типов. Главное, предоставить малышу для изучения разнообразные по текстуре материалы – мягкие, гладкие, шершавые, теплые, холодные и т.д.
Если Вы обеспокоены развитием своего малыша, и хотели бы узнать, правильно ли развивается малыш, почему он не научился тому, что умеют его сверстники, почему он не играет с другими детьми, почему его так сложно понять – мы готовы Вас поддержать и предоставить всю необходимую информацию. 4 декабря с 9.00 до 11.00 на базе районной поликлиники в детской консультации специалисты коррекционного центра: педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач — психиатр будут осуществлять консультативный приём.
Мы вас ждём. Давайте решать проблемы вместе!
Матюшкова Т.Ф., учитель-дефектолог ГУО ЦКРОиР
(консультация учителя — дефектолога)