Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях.
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями
Во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями здоровья. Их число в мире значительно и продолжает расти.
2 февраля 2016 года в Государственном учреждении образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Радуга» совместно с Отделом образования, спорта и туризма Лиозненского райисполкома прошла ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «Формирование инклюзивного мышления в социуме», на которую приняли участие представители управления по труду, занятости и социальной защите, представители отдела образования, спорта и туризма, представители администрации УО, учителя-дефектологи, педагоги социальные, педагоги-психологи, представители учреждений здравоохранения.
Цель конференции – создание условий для оптимизации работы по формированию инклюзивного мышления в социуме путем развития инклюзивной компетенции.
Открыл конференцию П.С. Дагович, директор ГУО ЦКРОиР, который акцентировал внимание присутствующих, что целью развития инклюзивного образования является обеспечение возможностей для получения образования
ВСЕМИ обучающимися, включая лиц с особенностями психофизического развития, в учреждениях основного и дополнительного образования; определил задачи, направленные на достижение поставленной цели.
Е.П. Муравьева, заведующая районным учебно-методическим кабинетом, выступила с сообщением о новых образовательных возможностях через инклюзивное образование. Она проанализировала проблемы, решение которых даст возможность успешнее решать вопросы инклюзивного образования в нашем районе. Остановилась на необходимости повышения компетенции педагогов для реализации этих проблем.
Участники конференции посмотрели видео-презентации: «Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики», подготовленную Т.Ф. Матюшковой, учителем-дефектологом ГУО ЦКРОиР и «Возможности инклюзивного образования в дошкольном учреждении образования», подготовленную Н.Ю. Зениной, заместителем заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад № 2 «Пралеска» г.п. Лиозно». Затем участники конференции смогли обсудить все волнующие их вопросы в «Открытом микрофоне», который провела Ж.Ф. Гаврилова, руководитель методического объединения учителей-дефектологов района.
А.Е. Степанова, заместитель директора по УР ГУО «БШ №2 г.п. Лиозно» и С.В. Петрова, педагог-психолог, выступили с сообщением из опыта работы «Командное взаимодействие педагогического коллектива как условие развития инклюзивной практики в школе». Педагоги поделились своим опытом работы своего учреждения и пригласили к сотрудничеству всех желающих.
О.М. Евсеенко, начальник Управления по труду, занятости и социальной защите, рассказала о работе по трудоустройству выпускников с ОПФР в нашем районе, о трудностях и перспективах в этом направлении.
П.С. Дагович подвел итоги педагогической конференции по специальному образованию и выступил с рекомендациями, где определил ближайшие задачи в данном направлении.
Следует отметить, что за последние десятилетия в нашей стране по объективным и субъективным причинам произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Пришло осознание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Формируется установка: к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своих особенностей, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.
В основу инклюзивного образования положена идея, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами.
Хочу обратить внимание на этапы реализации концепции инклюзивного образования в нашей стране:
- 1 этап реализации (2015 – 2017 годы) разработка нормативного правового, научно-методического обеспечения, научные исследования, экспериментальная и инновационная деятельность, подготовка кадров.
- 2 этап (2018 – 2020 годы) отдельные учреждения образования осуществляют инклюзивное образование. Разработка научных основ, научно-методического обеспечения инклюзивного образования, подготовка кадров для работы с обучающимися.
- 3 этап (2020 и последующие годы) увеличение количества учреждений образования, осуществляющих инклюзивное образование.
В заключение хочу пожелать успеха всем педагогам, которые будут осуществлять инклюзивное образование в нашем районе и реализовать мечты детей с особенностями в реальность.
С уважением Н.П. Голубева учитель-дефектолог ГУО «Ясли-сад № 3 «Солнышко» г.п. Лиозно»