Творчество — является уделом всех… оно является нормальным и постоянным спутником детского развития»
В.В.Давыдов
В конце января в центре коррекционно- развивающего обучения и реабилитации «Радуга» состоялось заседание родительского клуба «Надежда».
Несмотря на проблемы, которых у каждого из пап и мам наших особенных детей, множество, родители с охотой приняли приглашение снова встретиться в нашем учреждении.
Темой, которую собрались обсудить специалисты ЦКРОиР и родители, стала: «Развитие творческих способностей детей в совместной деятельности с родителями».
Многие уверены, что способности ребёнка представляют собой уже готовый набор навыков и умений. Однако они ошибаются. Человек не появляется на свет способным к какому-то определённому виду творчества (рисование, вокал, сочинительство). Наличие у него тех или иных способностей, скорее всего, будет обусловлено воздействием правильной организации воспитания и обучения на начальном этапе его жизни.
Мы знаем, что творчество — это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в разнообразных жизненных ситуациях. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность — это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке».
Развитие творческих способностей имеет немалое значение в жизни людей, а тем более в жизни детей с ограниченными возможностями.
Зачастую многие даже не задумываются о том, кто же такие дети с ограниченными возможностями. Мы очень редко встречаем их на улицах, детских площадках. Складывается ошибочное впечатление, что таких детей очень мало, но, к сожалению, это не так. Дети с ограниченными возможностями большей частью изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков также сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению у таких детей эмоциональных проблем (страх, тревожность и т. д.). Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, и как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Все это становится серьезным препятствием в развитии ребенка.
Социализация ребенка с ограниченными возможностями посредством развития их творческих способностей, понимается как процесс вовлечения и приобщения ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира.
В процессе творческой деятельности у ребенка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Нельзя не учесть также тот факт, что средства творчества предоставляют ребенку возможность для выражения своих чувств в социально приемлемой манере. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.
Работа, направленная на развитие творческих способностей — это еще и труд, а труд оказывает непосредственное влияние и на физическое состояние человека. Поэтому в процессе дополнительного обучения у детей улучшается общее физическое состояние, развивается выносливость и работоспособность, совершенствуется двигательная сфера, развивается моторика. Творческая деятельность имеет так же большое воспитательное значение. У детей формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, коммуникабельность, что будет иметь немалое значение в дальнейшем развитии ребенка.
Учитывая все вышеизложенное, можно с уверенностью сказать, что творческая деятельность очень важна для детей с ограниченными возможностями, так как является иногда единственным лучиком на их пути к социальной адаптации в современном мире.
Г.Н.Дагович — Педагог социальный ГУО ЦКРОиР